cover

Facebook license

September 25, 2017 2 min read

Несколько дней назад Facebook изменил лицензии ряда самых популярных своих open-source библиотек React, Flow, Jest и Immutable.js на стандартную MIT.

До того React, GraphQL и другие супер-популярные открытые библиотеки, разработанные внутри Facebook, распространялись под стрёмной Facebook License, которую ещё называли BSD + Patents. Её смысл был для меня чужд и страшноват. Как выяснилось, не только для меня.

На прошлой неделе я разговаривал с Джо Перри... не тем Джо Перри, что гитарист Aerosmith (эх, вот бы...), а тем, что основатель сообщества Cambridge Javascript + Node.js и владелец небольшой софтверной компании с ~40-50 сотрудниками. Так вот, он утверждает, что только из-за этой стремноватой лицензии куча компаний отказалась от использования React в пользу Vue.js. В его трактовке это звучало так, будто они опасаются, что Facebook будет фактически владеть патентами на весь их софт. Я как раз собирался переводить свой legacy-проект на работе на Реакт и призадумался...

Тут подоспела хорошая статья, где растолковали, из-за чего весь сыр-бор.

В 2012 незадолго до выхода Facebook на IPO, богомерзкий Yahoo решил с ними посудиться, подав десяток патентных исков. Такие нападки очень вредят стоимости компании в тот самый момент, когда основатели изо всех сил ведут предпродажную подготовку. Поэтому ожидалось, что Facebook попробует замять дело и пойдёт на мировую в суде. Думаю, хозяева Yahoo просто хотели отгызть кусочек от FB, либо сбив цену на акции и скупив их подешевле, либо получив наличку по судебным искам. Однако, Facebook решил не идти на сделку с террористами, скупил у IBM и Microsoft патентов на полмиллиарда долларов и пошёл в контратаку на Yahoo с симметричным патентным иском.

Yahoo осознал, что ему ничего не перепадёт и плюнул на иски, к тому же в этом болоте вскоре усилились внутренние дрязги. Старого CEO заменили на Мариссу Майер, порезали несколько тысяч сотрудников. А пару месяцев назад вся помойка ушла с молотка - её купил Verizon. Как говорил банкир Сергей Васильев, владелец Рамблера, "Мы хотели сделать русский Yahoo. По злой иронии судьбы это у нас получилось."

(Запомни, сынок: никогда не работай в технологической компании, где всем рулят денежные мешки, вроде Рамблера, Mail.ru, Авито, LinkedIn или Yahoo - потратишь свою жизнь впустую. Технологическую компанию должен возглавлять технарь.)

Так вот, суть этой странной лицензии Facebook была в том, чтобы защититься от подобных патентных исков в будущем. Лицензия Facebook говорит: мы вам даём нашу библиотеку под лицензией BSD, пользуйтесь на здоровье, однако, если вы попробуете наехать на нас с патентным иском (в том числе и справедливым - если патентное право вообще может быть справедливым), то лицензии на нашу библиотеку вы лишаетесь.

Как правило, это условие ничем не мешает, однако, оно во-первых, напугало много народу, а во-вторых, оказалось несовместимо с политиками Apache Software Foundation. В результате, как я уже сказал, на опен-сорс от Facebook стали смотреть с прищуром.

В итоге Facebook решил, что понесённые репутационные потери страшнее возможных патентных исков. Например, большая часть соискателей указывала в вакансиях, что хочет работать в FB из-за их вклада в open-source. Поэтому самые популярные фейсбуковские библиотеки были переведены на привычные лицензии, вроде MIT и Apache License 2.0. Ну и слава богу.


Boris Burkov

Written by Boris Burkov who lives in Moscow, Russia, loves to take part in development of cutting-edge technologies, reflects on how the world works and admires the giants of the past. You can follow me in Telegram