Екатерина Шульман - лекция о российском социуме
March 15, 2019 3 min read
В сентябре мы с Андреем Попеску, Артемом Ломакиным и Женей Галимовым ели пиццу, лениво разглядывали задачки на Кеггле и трепались о разном. Спустя пару недель я сбросил в наш чатик лекцию Екатерины Шульман о влиянии АИ на социум.
С тех пор я триста раз забыл про всю эту историю, а вот Андрей Попеску не забыл. Ему так понравились лекции Екатерины, что избравшись в студсовет русского общества кембриджкого университета, он взял, да и пригласил Екатерину в Англию прочесть лекцию.
И вот, на днях она осчастливила нас своим приездом.
Как выяснилось, Екатерина очень любит историю, социологию и политику, но не очень интересуется, к примеру, наукой или музыкой. Ну как, как можно не обожать Стругацких или Воан-Уильямса?!
Пока мы бродили по книжным магазинам, нам попалась книжка про "гибридные режимы", и я не мог не попросить Екатерину с ней сфотографироваться, а в ответ немедленно услышал забавную историю.
На обложке книжки кажется, что мент избивает демонстранта, а другой службист куда-то тащит другого парня.
Но если присмотреться, говорит Шульман, то видно, что это не мент, а гаишник, и в руках у него не дубинка, а жезл. И скорее всего никого они не тащут и не избивают, а оказывают помощь пострадавшим в дтп.
Когда в Москву приезжал автор книги, и Шульман заговорила с ним про обложку, тот сказал, что за обложку ему так стыдно - так стыдно. Тогда Екатерина объяснила ему скрытый смысл изображения, и он пришел в восторг от этой двусмысленности и того, как она волшебным образом соответствует многозначной же теме "гибридных режимов".
Интересной была и сама лекция: оказывается, по данным мобильных операторов, которые покупает для анализа мэрия Москвы, в Москве живет порядка 25 миллионов человек (а не официальные 12-15), более того, еды вроде бы даже закупается на 30 миллионов. При этом 2/3 этого населения не выбирается за пределы своего района, а треть вообще за пределы квартиры не выходит.
Еще мне запомнилось, что мы, россияне, по-прежнему очень сильно сфокусированы на ценностях выживания, а не самореализации (увы, я тоже отношусь к числу людей, кто предпочел разменивать свою единственную жизнь на деньги, вместо того, чтобы заниматься чем-то содержательным вроде науки или технологического бизнеса).
Екатерина также разделяет мое мнение относительно нынешнего поколения 20-25-летних, которые просто замечательные: дружелюбные, зрелые и умные. Их отношения с родителями гораздо лучше, чем были отношения родителей с их собственными родителями. Их ценности ближе к европейским.
Еще из забавного мне запомнилось, что летом 2018 случился "великий вжух", когда все индексы доверия к Путину разом существенно обвалились, и остаются на этом низком уровне по сей день.
Запомнилась пара технических моментов про социологические исследования: по нормам социологиечского исселдования, в нем должно участвовать 1600 человек, так что стандартное отклонение должно составлять около 40 человек, а погрешность - порядка 2.5% (но считается почему-то, что 1.6% - не понял я почему). Еще занятно, что около 70% опрашиваемых отказываются отвечать на вопросы.
При этом государство взяло под контроль большинство социологических служб, разве что Левада-центр остается иностранным агентом. Это сделано с целью сформировать ложное большинство и ложное меньшинство: когда средний человек формулирует свою позицию по какому-то вопросу, он подсознательно представляет себе, как бы ответило большинство, и к этому большинству присоединяется. А также, соответственно, борется с ложным меньшинством.
Written by Boris Burkov who lives in Moscow, Russia, loves to take part in development of cutting-edge technologies, reflects on how the world works and admires the giants of the past. You can follow me in Telegram